Продукты для школьного завтрака растим сами: ВПП ООН проводит тренинги по ведению пришкольного хозяйства

В апреле в двух десятках школ по всей стране в рамках действующей программы ВПП ООН «Оптимизация школьного питания в Кыргызской Республике» прошли тренинги по агрономии пришкольных садовых участков. Как показывает опыт, пришкольные хозяйства могут выступать в качестве важного источника поддержки школьного питания, обогащая ежедневный рацион школьников натуральной свежей сельхозпродукцией. В основном на пришкольных участках выращивают овощи, фрукты, зелень. Благодаря этому многие школы смогли разнообразить свое меню. Причем некоторым удается это делать круглогодично, выращивая, например, зелень на подоконниках или устанавливая теплицы.

2022-07-24_225658.jpg

Пришкольные участки — это еще и возможный источник финансовых ресурсов. Излишки урожая можно продать, а вырученные средства направить на приобретение других необходимых для школьного рациона продуктов или на улучшение материально-технической базы для организации горячего питания.

Пришкольным хозяйствам в Кыргызстане быть

Важным в связи с этим стало решение Правительства Кыргызстана, согласно которому в феврале 2021 года был утвержден порядок организации деятельности пришкольных хозяйств.

«Выделяемые сейчас средства не позволяют в полной мере расширить и витаминизировать рацион питания учащихся. Наличие пришкольных хозяйств позволит производить и перерабатывать сельхозпродукцию для учеников, а также повысить качество питания через расширение их продуктового рациона», — отметила пресс-служба Кабмина.

Как следствие, осенью прошлого года ВПП ООН организовала первый тренинг, на котором обсуждалось принятое Правительством Положение о пришкольных участках. По его итогам участникам предложили ответить на вопросы анкеты, чтобы определить, какого рода тренинг им требуется. Ведь выбор приоритета по развитию той или иной сельскохозяйственной специализации пришкольного участка во многом зависит от региона выращивания, характеристик почвы, климата, количества солнечных дней, осадков и других факторов.

Каждому агротренингу индивидуальный подход

278197249_6636629129693996_452225603455208010_n.jpg

Весенние агротренинги проводились уже на основе индивидуальных запросов школ и рассматривали актуальные для каждой из них вопросы.

Минимальный состав участников тренинга состоял из пяти человек: директор и завхоз образовательного учреждения, представитель местного отдела образования, представители активной общественности. Таким образом, учебой были охвачены все стороны, заинтересованные в продуктивной работе и дальнейшем развитии приусадебных школьных участков.

Кого-то интересовало повышение плодородия почвы, кого-то — борьба с вредителями, а кто-то хотел просто получить азы по выращиванию картошки, моркови и лука, поскольку только-только начинает осваивать премудрости ведения пришкольного сельского хозяйства. В некоторых школах достаточно успешно плодоносят яблоневые деревья, поэтому их руководителей интересует сохранность урожая, а именно технология производства и хранения сушеных яблок.

От агротренинга к новой энергоэффективной теплице

В школе им. М. Нургазиева в селе Уч-Терек Джалал-абадской области основной акцент сделали на особенностях тепличного выращивания помидоров, огурцов и зелени. Работы по установке теплицы начались в марте 2021-го. Агротренинг, проведенный консультантом-агрономом ОФ «Инсан-Лейлек», придал новый импульс развитию пришкольного участка. И если в начале семинара слушатели не могли даже ответить на достаточно простой вопрос о минеральных удобрениях, то по его завершению началась конкретная работа по созданию бизнес-плана. Ведь в будущем учеников нужно обеспечить натуральными овощами собственного производства, и для реализации этого естественно необходимы как материальные, так и физические вложения.

274869410_6533725063317737_6712030774741065016_n.jpg

Тренинг в Уч-терекской школе оставил его участникам положительные впечатления: «Мы с интересом участвовали в учебе, и каждая тема была интересна. Узнали, что нужно делать технологическую карту и рассчитать себестоимость выращенной продукции, а то мы не ведем никакой учет по затратам выращиваемых культур. Огромная благодарность донорам и организаторам Проекта ВПП ООН «Оптимизация программы школьного питания в Кыргызской Республике». Теперь наши дети будут обеспечены свежими овощами, а мы, родители, будем помогать выращиванию овощей в теплице, чтобы начатое дело не остановилось», — говорит мама одного из учеников.

Уже через месяц после проведенного агротренинга энергоэффективная теплица, построенная за счет средств филиала Гуд Нейборс в Кыргызстане, была сдана в эксплуатацию.

Данный проект реализован совместно с Всемирной Продовольственной Программой ООН. Отдельно стоит отметить работу администрации Уч-Терекского айыльного округа за оказанную поддержку в ходе строительства и легализации деятельности теплицы.

05b7df81-5379-44bd-be6f-3c76e8d0922b.730x400.jpg

«Сельскохозяйственные инициативы являются важным компонентом школьного питания, — говорит Страновой директор ВПП ООН в Кыргызской Республике Кожиро Накай. — При таком подходе школы имеют доступ к свежим фруктам и овощам для приготовления здоровой и питательной пищи круглый год, в том числе в холодные месяцы. Пришкольные хозяйства также являются учебными центрами, где дети могут получить знания по выращиванию овощей и фруктов».

Новая теплица построена с использованием современных и экологичных технологий, отапливается в основном за счет солнечной энергии и оснащена системой капельного орошения для лучшего управления водой. Энергосберегающее строительство не только выгодно с финансовой точки зрения, но и важно для экологической устойчивости. Основываясь на хороших результатах этой пилотной инициативы, аналогичные объекты будут запущены в других школах по всей стране.

Продолжение следует

2022-07-24_225605.jpg

В июне представители ВПП посетили школы Иссык-Кульской и Нарынской областей. Мониторинг подтвердил, что агротренинги, проведенные здесь весной, были необходимы для специалистов, занимающихся пришкольными участками. Главной проблемой для всех этих учебных заведений является как раз недостаток знаний и невозможность получения оперативных консультаций, поскольку в этих деревнях нет квалифицированных агрономов. В связи с этим на встрече представителей ВПП с заместителем полпреда президента в Нарынской области Элмирой Садыковой было подтверждено, что ВПП продолжит оказывать консультационную поддержку местным школам в течение всего учебного года.

Рассылка

«Оптимизация школьного питания в КР»