Школьные блюда, которые не просто полезны, а еще и привлекательны для детей и внешне, и по вкусу, могут приготовить только настоящие профессионалы своего дела. Подготовить именно таких поваров — одна из задач программы по оптимизации школьного питания. Постоянный куратор конкурса школьных поваров председатель Ассоциации поваров Кыргызской Республики Шухрат Шарипов подчеркивает, что задача людей, которые готовят еду для школьников, осложняется тем, что они должны не только четко соблюдать технологию приготовления, но и учитывать доступность продуктов при составлении школьного меню, чтобы уложиться в ограниченный школьный бюджет. Вообще, в приготовлении школьного питания много нюансов. Именно поэтому, подводя итоги финального этапа конкурса «Лучший школьный повар 2021», Шухрат отметил необходимость проведения выездных занятий для работников школьных столовых в регионах.
В июле-августе, по инициативе SIFI и ВПП ООН, повара и кухонные работники школ в шести областях страны прошли экспресс-обучение основам приготовления блюд для школьников. Провел их Азат Борубаев — признанный мастер своего дела, который ведет свой кулинарный Youtube-канал с более чем полутора тысяч подписчиков и, что немаловажно, сам преподает будущим поварам в профессиональном Лицее №10 города Бишкек.
Учитывая краткосрочность таких курсов (всего два дня), необходимо было определить, каких именно знаний не хватает школьным поварам для того, чтобы эти занятия были им максимально полезны. Каждый из курсов начинался с предварительного тестирования, чтобы определить основные пробелы в знаниях работников школьных столовых. На подробном обсуждении этих проблемных вопросов и делал акцент Азат Борубаев.
Такая методика принесла свои результаты. Если на предварительном тестировании в среднем участники не дотягивали до 50-процентного показателя набранных баллов, а некоторые не набирали даже десятой части от возможного максимума, то после теоретических занятий результаты стали гораздо лучше. Ниже 24 баллов (треть правильных ответов) уже никто не набирал, а средний балл среди тестируемых составил 45, или 56 % от максимума.
Основной проблемой для большинства участников стала нехватка опыта в приготовлении горячих блюд. Ведь они представляли школы, где только в этом году начала действовать программа по оптимизации школьного питания, одной из задач которой является обеспечение всех младших школьников полноценным горячим питанием. До этого круг обязанностей работников школьных столовых был довольно узок: подогреть воду для чая и раздать учащимся выпечку. Понятно, что и требования к кандидатам на такую должность были не очень жесткие — лишь каждый восьмой из участников курсов имеет специальное профессиональное образование. Поэтому такое экспресс-обучение было для поваров необходимостью.
Подтянуть свои знания на занятия к Азату Борубаеву пришли и участники недавнего отборочного этапа конкурса лучших школьных поваров. Были здесь и двое из семи участников предстоящего финала, который пройдет в начале ноября этого года в Бишкеке: Айгуль Акбаева из Новопавловской школы Чуйской области и Бумайра Дандыбаева из школы имени М.Козубекова Таласской области.
Конечно же, одной теорией занятия не ограничились. Первый день заканчивался практикой на пищеблоке. Повара под руководством тренера учились готовить блюда из Книги рецептов для школьного питания в Кыргызской Республике, получая в процессе полезные практические советы от Азата Борубаева. «Абсолютно все участники, независимо от их уровня знаний, проявляли на занятиях активность и заинтересованность. Это уже не первый наш тренинг, и уровень подготовки школьных поваров с каждым годом растет. Общее пожелание от участников — чтобы такие выездные занятия проводились ежегодно», — констатировал коучинг тренер.
Во второй день экспресс-тренинга все участники сдавали практический экзамен. Каждый вытаскивал билет с заданием и должен был самостоятельно приготовить заданное блюдо, соблюдая технологию приготовления и правильно рассчитывая количество необходимых ингредиентов. Это особенно важно для того, чтобы школьник получил полноценное горячее питание и при этом повар уложился в тот самый ограниченный школьный бюджет. Оценки за этот экзамен у всех участников были уже на высоком уровне (средний балл — 46 из 50 возможных), а 16 участникам из 141 удалось показать максимальный результат.
Оценки, конечно же, важны, но главное – это те знания, которые получили участники тренингов. Например, хлеб, который выпекает в своей школе Гульбарчын Таласбаева из села Мекан Чуйской области, стал гораздо вкуснее. «Азат Борубаев показал, как правильно по технологии выпекать хлеб. Теперь я делаю все, как советовал тренер. И дети, и учителя оценили мой пышный вкусный хлеб — просят добавки. И очень важно, что нам показали, как можно готовить вкусную, полезную и в то же время бюджетную школьную еду, экономя каждый грамм», — подвела итоги экспресс-тренинга Гульбарчын Таласбаева.
«Оптимизация школьного питания в КР»
«Оптимизация школьного питания в КР»
Разработано : Colibri Studio