Организация школьного питания — тот еще квест. Попробуй накорми ребенка так, чтобы соблюсти СанПиН, не выйти за рамки ограниченного бюджета, с максимальной пользой для растущего организма и минимальным количеством остатков блюда в тарелке школьника.
Как же решают этот квест в России?
Последние два года здесь уделяется особое внимание качественному здоровому питанию детей. Толчком активному развитию этого социально значимого вопроса послужило в 2020 году поручение президента России Владимира Путина обеспечить бесплатным горячим школьным питанием всех без исключения учеников начальной школы.
С этого момента в стране регулярно организуют мероприятия в поддержку поручения президента, а также продвижения самой идеи здорового питания как среди детей, так и среди их родителей. Тематические недели, акции, конкурсы проводятся в различных форматах и на разных уровнях: от сельской школы до мероприятий всероссийского масштаба.
Одним из самых ярких событий этого года стал уже третий по счету Всероссийский конкурс «Лучшая школьная столовая — 2022», инициатором которого выступает Министерство просвещения Российской Федерации. Школьные повара и специалисты питания со всей страны приняли участие в профессиональных состязаниях, чтобы выявить лучшие практики предоставления услуг по организации качественного горячего школьного питания, которое дети будут есть с удовольствием и с пользой для здоровья.
Традиционно конкурс собирает специалистов, которые отвечают за здоровое школьное питание: экспертов, поваров, технологов, сотрудников школ и, конечно же, родителей, участвующих в контроле школьного питания. Вместе они ищут эффективные решения для создания оптимальной системы организации школьного питания, сохранения здоровья и повышения качества жизни подрастающего поколения.
Как сказала первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая: «Мало наполнить тарелку правильной едой, очень важно, чтобы дети съели то, что мы в эту тарелку положили. Вот именно об этом наш конкурс».
Этапы конкурса
Конкурс состоял из двух туров: региональный и федеральный. Первый проходил на уровне регионов. Его они проводили самостоятельно, подавая затем заявки на федеральный тур.
Федеральный тур в свою очередь состоял из трех этапов: полуфинал, финал и суперфинал. Прошедшие в полуфинал команды поваров и специалистов питания, представляющие свою школьную столовую, встретились в Уфе — столице Республики Башкортостан, чтобы побороться за место в финале. Лучшие из лучших отправились в суперфинал в Москву.
Состязания финала
21 ноября в уфимском конгресс-холле «Торатау» состоялось торжественное открытие федерального этапа III всероссийского конкурса «Лучшая школьная столовая – 2022».
После отбора на региональном уровне в федеральный тур вышло около 400 участников из 75 регионов страны.
«Как сделать так, чтобы школьное питание укрепляло здоровье наших детей и способствовало их интеллектуальному развитию? Как сделать так, чтобы школьное питание вело к тому, чтобы будущее нашей страны было в надежных крепких руках? Сегодня мы собрались для того, чтобы обменяться опытом, исследовать и внедрить новые технологии, лучшие практики. Но это не исключает борьбы. Сегодня лучшие повара собрались здесь. Сегодня вам будут представлены лучшие школьные столовые», — отметила заместитель председателя Оргкомитета конкурса, руководитель Федерального центра мониторинга питания обучающихся Минпросвещения России Валентина Иванова.
Финал конкурса был представлен двумя насыщенными активностями днями. В первый день школьные повара соревновались в индивидуальном профессиональном конкурсе «Кулинарный баттл», остальные члены команд представляли свое школьное меню на тематической выставке «Школьное питание 3.0», отвечали на вопросы родителей в блиц-турнире. На второй день команды проходили задания квест-практикума «Безопасный пищеблок». На основе набранных баллов на каждом из этих испытаний лучшие команды выходили в суперфинал.
Тем временем эксперты, специалисты в области питания и родители принимали участие в научно-практической конференции и в кулинарных мастер-классах от известных шеф-поваров, которые проходили на той же площадке в рамках конкурса.
Конкурсная комиссия соответствовала его масштабу. Своя команда жюри для каждого испытания: эксперты, профессиональное жюри, родители, школьники.
Школьное питание будущего
Наряду с традиционным отбором команд для федерального тура, организаторы предложили участникам подготовить домашнее задание — тематический стол «Школьное питание 3.0». Блюда, выставленные на конкурс школьного меню, должны были поставить точку в спорах о здоровом и полезном школьном питании, которое при этом может быть не менее вкусным и привлекательным. Выполненное домашнее задание оценивали сами дети, ради которых и затеяли конкурс.
Блиц-опрос от родителей
Партнерское взаимодействие с родителями в вопросах участия и контроля организации школьного питания — новый вызов для школ и организаторов питания. Все дети разные, и вкусы у них разные. Но их родителей волнуют одни и те же вопросы: как организуют школьное питание их детей, насколько оно безопасно и качественно. Все эти вопросы специальное жюри в лице родителей задавало командам в очередном испытании конкурса «Три вопроса от родителей».
Самый лучший повар
В рамках индивидуального профессионального конкурса повара школьных столовых и комбинатов питания готовили блюда школьного меню. Их работы оценивали профессионалы ресторанного бизнеса. Испытания проходили на базе колледжей, но все желающие могли наблюдать за работой поваров на экране площадки в конгресс-холле, где процесс транслировался в прямом эфире. Задание выявило победителей номинации «Лучший повар школьной столовой — 2022».
Безопасный пищеблок
Финальным состязанием Конкурса стал квест-практикум «Безопасный пищеблок». За ограниченный период времени в каждом из четырех цехов конкретного пищеблока профессионалы организации питания должны были определить все отклонения от нормативов СанПиН. В каждом цехе сидел представитель жюри, который записывал отмеченные конкурсантом нарушения. Испытание проводилось на базе действующих школ и колледжей.
Кулинарные мастер-классы
Здоровое питание дома — залог того, что дети, приходя в школу, с удовольствием съедают приготовленные по всем стандартам качества и безопасности блюда. Если дома ребенок привык есть чипсы и картофель фри, он никогда не будет есть полезный суп в школе. Тут дело уже не столько в его вкусовых предпочтениях, а в пищевых привычках. Поэтому так важно уделять внимание тому, что едят дети дома, и прививать им здоровые пищевые привычки с детства.
Одним из мастер-классов, проходивших в рамках конкурса, стал мастер-класс «Школьный завтрак готовим сами» от главного шеф-повара Отраслевого союза развития социального питания Григория Мосина.
Девятиклассники из Уфы под руководством шеф-повара научились готовить полезные сырники, а поддержали их в этом первый заместитель председателя комитета Госдумы Татьяна Буцкая и председатель попечительского совета благотворительного фонда «Территория счастья» Каринэ Хабирова.
«Как мы начинаем утро, так и складывается весь день. Мы хотим, чтобы вы были активными и успешными, но это невозможно без должного питания. Давайте начинать свой день с правильного завтрака», — подчеркнула Каринэ.
Лучшие практики школьного питания
Параллельно с испытаниями для поваров в том же конгресс-холле проходила Всероссийская научно-практическая конференция «Школьная столовая как экосистема здорового питания обучающихся». Конференция стала площадкой для обмена лучшими практиками регионов в области организации горячего школьного питания, совершенствования школьного меню, цифровизации системы контроля за школьным питанием, формирования правильного пищевого поведения у детей и подростков. Одной из ключевых тем конференции стало участие родителей в организации горячего питания школьников.
На конференции выступали депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации России, руководители Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, представители региональных органов исполнительной власти, академических институтов РАН, ассоциаций операторов школьного питания и бизнес-сообщества индустрии питания.
Опыт Башкирии в школьном питании
Министр образования и науки Республики Башкортостан Айбулат Хажин поделился опытом взаимодействия с родителями и детьми в вопросах здорового питания в Республике. Здесь регулярно устраивают здоровые четверги, рассказывая родителям, как надо выстраивать питание в семье. В школах ежемесячно проводят единый республиканский день открытых дверей «Родители Башкортостана за здоровое питание», где родители школьников могут посетить выставку блюд, продегустировать их, ознакомиться с нормативной документацией, приобщаясь тем самым к культуре здорового питания и транслируя ее дома своей семье.
Также проводят межзональные семинары с представителями родительского сообщества, акции «Один день с шеф-поваром», когда учащиеся старших классов встречаются с известными шеф-поварами Республики. Конкурсы рисунков, недели здорового питания. На все мероприятия привлекаются врачи-диетологи, медицинские работники, лидеры общественного мнения. Доброй традицией стало проведение республиканского флэшмоба «Мое национальное блюдо», где родители вместе со своими детьми готовят любимые блюда.
Активная деятельность в привлечении общественности к вопросам организации здорового питания детей дома и в школе привела к тому, что в Республике около 97% детей охвачено горячим питанием в школах. Показатель внушительный.
Кто выиграл в конкурсе?
Победителей в номинациях «Лучшая столовая городской школы — 2022», «Лучшая столовая сельской школы — 2022», «Лучшая столовая города-миллионника-2022» по итогам суперфинала чествовали в Москве в большом концертном зале Общественной палаты Российской Федерации.
Лучшими поварами школьной столовой стали Сергей Газизов из Москвы и Татьяна Екимова из Башкортостана.
Победители по номинациям:
«Лучшая столовая городской школы»
1-е место – Бобровский образовательный центр «Лидер» имени А.В. Гордеева (Воронежская область), лицей № 161 г. Уфы (Республика Башкортостан);
2-е место – коррекционная школа «Надежда» г. Южно-Сахалинска (Сахалинская область), школа № 6 г. Великие Луки (Псковская область);
3-е место – школа № 10 г. Саранска (Республика Мордовия); гимназия № 2 имени М. Вахитова г. Набережные Челны (Республика Татарстан).
Лауреаты конкурса: Толмачевская школа имени И.И. Прохорова (Ленинградская область), школа № 691 (Санкт-Петербург), школа № 48 (Севастополь), Инженерная школа города Комсомольска-на-Амуре, школа № 1 (Анадырь).
«Лучшая столовая сельской школы»
1-е место – школа поселка Ново-Гурьевская (Калининградская область), СОШ села Садовое имени Ахмат-Хаджи Кадырова (Чеченская Республика);
2-е место – школа № 5 имени В.И. Данильченко станицы Стародеревянковская (Краснодарский край), Сельцовская школа № 7 (Ленинградская область);
3-е место – школа № 1 села Иглино (Республика Башкортостан), Заостровская средняя школа (Архангельская область).
Лауреаты конкурса: школа № 2 села Буздяк (Республика Башкортостан), Завьяловская школа-интернат (Алтайский край), школа аула Хабез имени Р.Р. Арашукова (Карачаево-Черкесская Республика), Кэнтинская школа (Республика Саха (Якутия)).
«Лучшая столовая школы города-миллионника»
1-е место – школа № 1554 (город Москва), школа № 24 Нижнего Новгорода (Нижегородская область);
2-е место – школа № 75 г. Волгограда (Волгоградская область), лицей № 159 г. Казани (Республика Татарстан);
3-е место – Образовательный центр № 2 г. Челябинска (Челябинская область), школа № 25 им. В.Г. Феофанова Екатеринбурга (Свердловская область).
Лауреат конкурса: гимназия № 11 Самары (Самарская область).
Главное, что хочется отметить — в этом конкурсе нет проигравших. А настоящие победители — дети, ради которых и устроили конкурс. Ведь именно они выигрывают от результатов. В их школах так или иначе задумаются над улучшением питания, повара будут стараться готовить еще вкуснее с соблюдением всех норм и правил, родители — заботиться об их питании дома, специалисты, государственные деятели, экспертное сообщество — продолжать трудиться на благо развития системы школьного питания и вкладывать силы и средства в это благородное дело — воспитание здорового благополучного поколения.
Конкурс стал отличным примером того, как можно объединить усилия, ради совершенствования организации питания школьников и вовлечь в процесс все стороны, организуя их эффективное взаимодействие. Уверены, что этот конкурс послужит вдохновением и для других стран проводить больше подобных проектов, работая над улучшением и развитием устойчивых систем школьного питания.
«Оптимизация школьного питания в КР»
«Оптимизация школьного питания в КР»
Разработано : Colibri Studio