В Кыргызстане с 2006 года реализуется программа школьного питания. Правда, в первые годы из-за ограниченного финансирования питательная ценность школьного рациона была весьма скромной. Стакан чая или молока с булочкой не позволял обеспечить детей необходимыми питательными веществами. Но благодаря действиям правительства и поддержке партнеров по развитию сегодня 75 процентов образовательных организаций (или 1,7 тысячи школ) в республике перешли на горячее питание.
В интервью Dostuk.media руководитель отдела стратегического планирования и разработки программ АНО (автономной некоммерческой организации) «Институт отраслевого питания» (SIFI, Россия) Юлия Кудла рассказала об оказываемой Кыргызстану поддержке.
– С 2013 года ваш институт активно помогает Кыргызстану с внедрением улучшенного школьного питания. Какие проекты удалось реализовать за это время?
– SIFI выступает в качестве технического эксперта и помогает в разработке и внедрении усовершенствованных моделей школьного питания.
Например, использование урожая с пришкольного участка, вовлечение местных фермеров в поставку овощей в школы и детские сады, установка теплиц при школах и солнечных панелей для обеспечения бесперебойной работы столовых при отключении электричества.
Институт разрабатывает образовательные программы и обучает школьных поваров новым технологиям приготовления питательных и разнообразных блюд, сотрудников школ, задействованных в организации школьного питания. Специально для обучения при Кыргызском государственном техническом университете (КГТУ) им. И. Раззакова создан республиканский центр компетенций (оборудованное помещение для проведения лекций, тренингов и практических занятий на новейшем кухонном оборудовании).
Создан производственно-логистический центр в Кадамджайском районе с целью поставки элитного картофеля, лука и моркови в местные школы и детские сады.
Разработана и тестируется онлайн-платформа «Меню калькулятор», которая помогает поварам быстро и эффективно разрабатывать полноценные школьные меню в соответствии с физиологическими потребностями и национальными нормами питания.
Разработаны методические рекомендации по закупкам сырья и готовой продукции для школьного питания для специалистов районных отделов образования и школ с собственной бухгалтерией.
Подготовлены видеосюжеты об успешном опыте школ, предоставляющих учащимся начальных классов разнообразное питание из выращенного в пришкольных хозяйствах.
Организованы визиты в три школы Ошской области для обмена опытом по привлечению дополнительных средств на школьное питание между директорами школ, председателями попечительских советов, представителями отделов образования и органов местного самоуправления из шести областей.
Ежегодно проводится конкурс «Лучший школьный повар» для развития творческого потенциала и профессионализма поваров.
– С родителями и детьми работаете?
– Конечно. Институт проводит информационно-просветительские мероприятия с родителями и детьми: квесты, спортивные соревнования, классные часы и занятия по темам здорового питания и образа жизни. Разрабатываем настольные игры для детей и книги, создаем видеоролики с участием детей.
Созданы Книга рецептов для детей и взрослых «Готовим вместе» и анимационный фильм для детей о пищеварении, проведен конкурс среди учителей на лучшую разработку занятия с использованием видеоролика.
Создан сайт для родителей http://tamakash.edu.gov.kg/ и создается сборник рецептур для поваров детских садов, пересматривается первое издание Книги рецептов для школьного питания в КР, которое разработано институтом и одобрено Минздравом и Минобразования.
– Какие планы на ближайшие годы?
– Несколько организаций (в том числе ВПП ООН, Институт отраслевого питания и «Мерсико») вносят свой вклад в разработку Национальной программы устойчивого школьного питания в КР на 2025-2029 годы.
Задачи программы – увеличить количество школ с полноценным горячим питанием, улучшить его качество, вовлечь все стороны (МСУ, родителей, школы) с целью лучшей координации и вклада в здоровье нации.
Проект программы предлагается рассмотреть на заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам оптимизации и усовершенствования питания учеников начальных классов общеобразовательного учреждения под председательством замминистра образования и науки Муратбека Касымалиева.
– Какие сегодня основные проблемы в школьном питании в КР?
– Главная – недофинансирование. Несмотря на увеличение суммы, выделяемой из республиканского бюджета на одного младшеклассника в день, с 7 до 14 сомов, этих средств недостаточно для ежедневного предоставления учащимся разнообразных и питательных блюд (мясных, овощных).
ВПП ООН проводила анализ меню и пришла к выводу, что объем средств должен составлять 35 сомов в день на ребенка. Если не за счет государственных средств, то за счет средств родителей, благотворителей, продукции, выращенной на пришкольном хозяйстве.
– Каких устойчивых решений в области школьного питания нам не хватает?
– Ранее разработали и приняли нормативные правовые акты (НПА), регулирующие различные сферы: привлечение средств родителей посредством создания и работы попечительских советов, производство собственных продуктов питания в пришкольных хозяйствах, поддержка местных сельхозпроизводителей, желающих поставлять продукцию школам.
Однако данные законы, распоряжения и положения не работают в полной мере либо из-за непонимания школами механизмов действия данных НПА, либо из-за нежелания районных органов власти и отделов образования (районных, областных, городских) выйти за привычные рамки и изменить подход к закупке продуктов питания для школьников, привлечению дополнительных средств на питание.
Школы могут самостоятельно зарабатывать и привлекать средства на организацию питания, но зачастую, столкнувшись с проверками Счетной палаты, или не соблюдая установленные нормы и требования, предъявляемые к ведению документации и предоставлению отчетности за привлеченные или заработанные средства, администрации школ предпочитают не искать дополнительные средства и используют только бюджетные средства, которых недостаточно для разнообразного питания.
– Можно ли обеспечить полноценный горячий обед на 14 сомов?
– Увеличенный объем бюджетного финансирования помогает школам выдавать детям кашу и суп вместо выпечки и напитков. Конечно, сложно говорить о полноценном горячем обеде с включением овощей, фруктов, мясных и рыбных блюд. Но многие школы, которые не привлекают дополнительных средств, все же смогли разнообразить питание.
– В чем важность сбалансированного горячего обеда? Влияет ли как-то питание на посещаемость уроков?
– Для Кыргызстана посещаемость уроков не проблема. Бесплатные обеды в качестве повышения посещаемости – это опыт стран, где нет обязательного среднего образования, и дети зачастую не имеют возможности ходить в школу (либо очень далеко находятся, либо надо работать на полях, помогать родителям).
В Кыргызстане можно говорить об улучшении успеваемости и когнитивных способностей учащихся, получающих разнообразное, богатое витаминами и микроэлементами питание, что помогает им лучше концентрироваться на занятиях.
– Какую роль должны играть родители учащихся?
– Они должны занимать активную позицию: участвовать в работе бракеражной комиссии, оценивающей качество питания и контролирующей процесс его организации. Родители могут организовать попечительский совет и собирать дополнительные средства на питание. Могут участвовать в работе пришкольных хозяйств, помогая сотрудникам школы в производстве продуктов питания для столовых. Главная задача родителей – прививать правильные пищевые привычки своим детям дома.
– Многим детям родители дают деньги на карманные расходы, но те тратят их на нездоровые вещи. Как привить детям привычку здорового питания с учетом актуальной проблемы ожирения?
– Следует ввести более жесткие требования к размещению ларьков, продающих энергетики, газированные напитки, быстрорастворимую лапшу, шоколадные батончики и тому подобное, у школ.
Надо проводить информационно-просветительскую работу с родителями, объяснять им принципы здорового питания, давать советы, как приготовить недорогие и простые питательные и сбалансированные блюда. С детьми следует проводить интерактивные занятия и уроки по принципам здорового образа жизни (ЗОЖ) и рационального питания, а также совместные мероприятия, на примере показывая, как необходимо организовывать досуг с пользой для здоровья.
Наш институт разработал учебно-методический комплекс для 1-4-х классов «Основы здорового образа жизни» для проведения десяти занятий либо на классных часах, либо в рамках предмета «Мой мир».
Для каждого класса разработана своя программа, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащихся, комплект наглядных материалов для визуализации информации. Комплекты получили одобрение Министерства образования и науки, апробированы в четырех школах (двух русскоязычных и двух кыргызоязычных). Создан электронный курс для учащихся 4 классов на основе данного комплекса.
Источник: Dostuk.media
«Оптимизация школьного питания в КР»
«Оптимизация школьного питания в КР»
Разработано : Colibri Studio