Школьное питание в Кыргызстане: помощь партнеров и участие родителей

В Кыргызстане с 2006 года реализуется программа школьного питания. Правда, в первые годы из-за ограниченного финансирования питательная ценность школьного рациона была весьма скромной. Стакан чая или молока с булочкой не позволял обеспечить детей необходимыми питательными веществами. Но благодаря действиям правительства и поддержке партнеров по развитию сегодня 75 процентов образовательных организаций (или 1,7 тысячи школ) в республике перешли на горячее питание. 

В интервью Dostuk.media руководитель отдела стратегического планирования и разработки программ АНО (автономной некоммерческой организации) «Институт отраслевого питания» (SIFI, Россия) Юлия Кудла рассказала об оказываемой Кыргызстану поддержке. 

 С 2013 года ваш институт активно помогает Кыргызстану с внедрением улучшенного школьного питания. Какие проекты удалось реализовать за это время?

– SIFI выступает в качестве технического эксперта и помогает в разработке и внедрении усовершенствованных моделей школьного питания.

Например, использование урожая с пришкольного участка, вовлечение местных фермеров в поставку овощей в школы и детские сады, установка теплиц при школах и солнечных панелей для обеспечения бесперебойной работы столовых при отключении электричества. 

Фото предоставлены АНО «Институт отраслевого питания»

Институт разрабатывает образовательные программы и обучает школьных поваров новым технологиям приготовления питательных и разнообразных блюд, сотрудников школ, задействованных в организации школьного питания. Специально для обучения при Кыргызском государственном техническом университете (КГТУ) им. И. Раззакова создан республиканский центр компетенций (оборудованное помещение для проведения лекций, тренингов и практических занятий на новейшем кухонном оборудовании). 

Создан производственно-логистический центр в Кадамджайском районе с целью поставки элитного картофеля, лука и моркови в местные школы и детские сады.

Разработана и тестируется онлайн-платформа «Меню калькулятор», которая помогает поварам быстро и эффективно разрабатывать полноценные школьные меню в соответствии с физиологическими потребностями и национальными нормами питания.

Разработаны методические рекомендации по закупкам сырья и готовой продукции для школьного питания для специалистов районных отделов образования и школ с собственной бухгалтерией.

Подготовлены видеосюжеты об успешном опыте школ, предоставляющих учащимся начальных классов разнообразное питание из выращенного в пришкольных хозяйствах. 

Организованы визиты в три школы Ошской области для обмена опытом по привлечению дополнительных средств на школьное питание между директорами школ, председателями попечительских советов, представителями отделов образования и органов местного самоуправления из шести областей.

Ежегодно проводится конкурс «Лучший школьный повар» для развития творческого потенциала и профессионализма поваров.

 С родителями и детьми работаете?

– Конечно. Институт проводит информационно-просветительские мероприятия с родителями и детьми: квесты, спортивные соревнования, классные часы и занятия по темам здорового питания и образа жизни. Разрабатываем настольные игры для детей и книги, создаем видеоролики с участием детей.

Созданы Книга рецептов для детей и взрослых «Готовим вместе» и анимационный фильм для детей о пищеварении, проведен конкурс среди учителей на лучшую разработку занятия с использованием видеоролика. 

Создан сайт для родителей http://tamakash.edu.gov.kg/ и создается сборник рецептур для поваров детских садов, пересматривается первое издание Книги рецептов для школьного питания в КР, которое разработано институтом и одобрено Минздравом и Минобразования.

Фото предоставлены АНО «Институт отраслевого питания»

 Какие планы на ближайшие годы? 

– Несколько организаций (в том числе ВПП ООН, Институт отраслевого питания и «Мерсико») вносят свой вклад в разработку Национальной программы устойчивого школьного питания в КР на 2025-2029 годы.

Задачи программы – увеличить количество школ с полноценным горячим питанием, улучшить его качество, вовлечь все стороны (МСУ, родителей, школы) с целью лучшей координации и вклада в здоровье нации.

Проект программы предлагается рассмотреть на заседаниях межведомственной рабочей группы по вопросам оптимизации и усовершенствования питания учеников начальных классов общеобразовательного учреждения под председательством замминистра образования и науки Муратбека Касымалиева. 

 Какие сегодня основные проблемы в школьном питании в КР?

– Главная – недофинансирование. Несмотря на увеличение суммы, выделяемой из республиканского бюджета на одного младшеклассника в день, с 7 до 14 сомов, этих средств недостаточно для ежедневного предоставления учащимся разнообразных и питательных блюд (мясных, овощных).

ВПП ООН проводила анализ меню и пришла к выводу, что объем средств должен составлять 35 сомов в день на ребенка. Если не за счет государственных средств, то за счет средств родителей, благотворителей, продукции, выращенной на пришкольном хозяйстве. 

 Каких устойчивых решений в области школьного питания нам не хватает?

– Ранее разработали и приняли нормативные правовые акты (НПА), регулирующие различные сферы: привлечение средств родителей посредством создания и работы попечительских советов, производство собственных продуктов питания в пришкольных хозяйствах, поддержка местных сельхозпроизводителей, желающих поставлять продукцию школам. 

Однако данные законы, распоряжения и положения не работают в полной мере либо из-за непонимания школами механизмов действия данных НПА, либо из-за нежелания районных органов власти и отделов образования (районных, областных, городских) выйти за привычные рамки и изменить подход к закупке продуктов питания для школьников, привлечению дополнительных средств на питание.  

Школы могут самостоятельно зарабатывать и привлекать средства на организацию питания, но зачастую, столкнувшись с проверками Счетной палаты, или не соблюдая установленные нормы и требования, предъявляемые к ведению документации и предоставлению отчетности за привлеченные или заработанные средства, администрации школ предпочитают не искать дополнительные средства и используют только бюджетные средства, которых недостаточно для разнообразного питания.  

Фото предоставлены АНО «Институт отраслевого питания»

 Можно ли обеспечить полноценный горячий обед на 14 сомов?

– Увеличенный объем бюджетного финансирования помогает школам выдавать детям кашу и суп вместо выпечки и напитков. Конечно, сложно говорить о полноценном горячем обеде с включением овощей, фруктов, мясных и рыбных блюд. Но многие школы, которые не привлекают дополнительных средств, все же смогли разнообразить питание.  

 В чем важность сбалансированного горячего обеда? Влияет ли как-то питание на посещаемость уроков?

– Для Кыргызстана посещаемость уроков не проблема. Бесплатные обеды в качестве повышения посещаемости – это опыт стран, где нет обязательного среднего образования, и дети зачастую не имеют возможности ходить в школу (либо очень далеко находятся, либо надо работать на полях, помогать родителям). 

В Кыргызстане можно говорить об улучшении успеваемости и когнитивных способностей учащихся, получающих разнообразное, богатое витаминами и микроэлементами питание, что помогает им лучше концентрироваться на занятиях.

 Какую роль должны играть родители учащихся?

– Они должны занимать активную позицию: участвовать в работе бракеражной комиссии, оценивающей качество питания и контролирующей процесс его организации. Родители могут организовать попечительский совет и собирать дополнительные средства на питание. Могут участвовать в работе пришкольных хозяйств, помогая сотрудникам школы в производстве продуктов питания для столовых. Главная задача родителей – прививать правильные пищевые привычки своим детям дома. 

Фото предоставлены АНО «Институт отраслевого питания»

 Многим детям родители дают деньги на карманные расходы, но те тратят их на нездоровые вещи. Как привить детям привычку здорового питания с учетом актуальной проблемы ожирения?

– Следует ввести более жесткие требования к размещению ларьков, продающих энергетики, газированные напитки, быстрорастворимую лапшу, шоколадные батончики и тому подобное, у школ.

Надо проводить информационно-просветительскую работу с родителями, объяснять им принципы здорового питания, давать советы, как приготовить недорогие и простые питательные и сбалансированные блюда. С детьми следует проводить интерактивные занятия и уроки по принципам здорового образа жизни (ЗОЖ) и рационального питания, а также совместные мероприятия, на примере показывая, как необходимо организовывать досуг с пользой для здоровья.

Наш институт разработал учебно-методический комплекс для 1-4-х классов «Основы здорового образа жизни» для проведения десяти занятий либо на классных часах, либо в рамках предмета «Мой мир».

Для каждого класса разработана своя программа, методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащихся, комплект наглядных материалов для визуализации информации. Комплекты получили одобрение Министерства образования и науки, апробированы в четырех школах (двух русскоязычных и двух кыргызоязычных). Создан электронный курс для учащихся 4 классов на основе данного комплекса.

Источник: Dostuk.media

Рассылка

«Оптимизация школьного питания в КР»