Школьное питание: урожай с собственных грядок

В Кыргызстане около 75% школ обеспечивают горячее питание младшим школьникам, и пришкольные хозяйства играют в этом важную роль. 1,5 тысячи школ выращивают собственные свежие и экологически чистые продукты, что позволяет разнообразить меню, добавляя больше витаминов и микроэлементов.

Кроме того, школы могут продавать излишки продукции, обеспечивая себе дополнительный источник дохода. Полученные средства идут на покупку недостающих продуктов, оборудования или ремонт помещений.

Разнообразие школьного меню — это реально

Яркий пример такого подхода — школа имени Абдыша Ракымова, расположенная в селе Ак-Чий в Иссык-Кульской области. Хотя школа рассчитана на 704 учащихся, в ней обучается около 120 детей, которые получают горячее питание. Два дня в неделю школьникам подают молочные каши, а в остальные дни — другие горячие блюда.

Меню отличается разнообразием: ученикам предлагают супы (гороховый, чечевичный, макаронный, шорпо и борщ), молочные каши (рисовая, гречневая, манная), а также традиционные кыргызские блюда, такие как бешбармак, лагман, плов и дымдама. Однако еще несколько лет назад столовой в школе не было. Для организации питания пришлось оборудовать буфет в одном из классов. Айыл окмоту помог провести воду, установить раковины и приобрести посуду.

В 2014 году школа присоединилась к проекту Всемирной продовольственной программы ООН по оптимизации школьного питания. Организация предоставила кухонное оборудование, холодильники и обогащенную муку. Впоследствии школа смогла самостоятельно производить муку.

По словам директора Жомарта Ракымова, при школе есть 3 гектара поливной земли, на которых раньше выращивали картофель и пшеницу. В 2019 году учебное заведение получило дополнительный гектар земли. Часть этой земли засеяли многолетними травами, другую часть отвели под пшеницу. 

Овощи, такие как свекла, капуста и морковь, выращиваются между рядами яблоневых деревьев, посаженных несколько лет назад. Урожай этих деревьев  попадет на столы школьников в этом году впервые. Доходы от выращивания эспарцета, пшеницы и овощей идут на нужды столовой, а зерно обменивают на муку.

Согласно законодательству, доходы от пришкольных хозяйств распределяются следующим образом: не менее 50% направляются на школьное питание, 20% — на работу хозяйства, до 20% — на покупку кухонного оборудования и улучшение санитарных условий. Оставшиеся средства идут на премирование сотрудников школы.

Поддержка международных организаций и родителей

Программа школьного питания стартовала в Кыргызстане в 2006 году. В начале учащиеся начальных классов получали лишь чай или молоко с булочкой из-за ограниченного бюджета. Лишь с 2013 года при поддержке международных организаций школы стали переходить на горячее питание. В 2024 году норма питания для учащихся увеличилась с 7 до 14 сомов на человека. В Бишкеке эта сумма составляет 22 сома, в Оше — 15 сомов благодаря средствам из местного бюджета.

Родители играют важную роль в поддержании школьного питания. В школе имени Ракымова родители ежемесячно собирают по 140 сомов, что помогает покрывать расходы на зарплату поварам и покупку мяса. Без этого рацион школьников был бы значительно скромнее.

Теплицы и практические занятия

Школа имени Сайдакматова в Ошской области, которая также участвует в проекте ВПП ООН, с 2017 года имеет теплицу с лимонами. На вырученные от продажи цитрусов средства приобретают продукты, которые школа не производит самостоятельно, например, бананы и молоко.

Родители сдают по 100 сомов в месяц, чтобы оплачивать труд работников кухни. Пришкольные участки используют и как площадку для практических занятий по биологии, что помогает ученикам лучше усваивать материал.

Перспективы развития

На сегодняшний день горячее питание предоставляют более 1,7 тысячи школ по всей республике. К 2027 году планируется обеспечить горячими обедами все учебные заведения страны. Специалисты отмечают, что полноценное питание способствует улучшению здоровья и повышению успеваемости учащихся, что делает развитие пришкольных хозяйств особенно важным аспектом образовательной системы.

По материалам 24kg — https://24.kg/obschestvo/304483_morkov_yabloki_limonyi_kak_prishkolnyie_uchastki_rasshiryayut_ratsion_uchaschihsya_/ 

Рассылка

«Оптимизация школьного питания в КР»