«Главным сокровищем жизни являются не земли, которые ты завоевал, не богатства, которые у тебя в сундуках. Главным сокровищем жизни является здоровье, и чтобы его сохранить, нужно многое знать», — этим высказыванием средневекового ученого, философа и врача Абу Али ибн Сина начала свой классный час, посвященный здоровому питанию, одна из участниц конкурса для учителей. Организован он был Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП ООН) совместно с Министерством образования Кыргызской Республики и российским Институтом отраслевого питания (SIFI).
Программа по оптимизации школьного питания, которая действует в Кыргызстане уже почти десять лет, подразумевает не только обеспечение младших школьников горячим питанием, но и обучение их принципам здорового питания. Чтобы малыши воспринимали информацию легко и непринужденно, а обучение было в радость, нужен особый подход. Главная цель — увлечь детей, заинтересовать их этой темой настолько, чтобы им самим без нравоучений взрослых хотелось поддерживать свое здоровье, питаясь рационально с ранних лет.
Конкурс запустили в апреле этого года. Наставникам маленьких школьников нужно было придумать самый интересный урок на тему здорового питания, причем это должна была быть по-настоящему авторская разработка. Так же одним из условий конкурса было включение в урок мультфильма «Секретная лаборатория внутри нас. Как наш организм переваривает пищу» , который был создан ВПП в партнерстве с SIFI.
К сожалению, многие присланные на конкурс работы (а всего их было 86) оказались совсем не оригинальными. Списывать, оказывается, у нас умеют не только ученики. А ведь конкурс был задуман для поиска новых авторских методик с использованием современных информационных технологий и учетом местного колорита. И все-таки, отделив зерна от плевел, жюри выявило восемь финалистов, из числа которых и определили трех победителей.
Впрочем, и среди тех, кто не попал в финальную восьмерку, встречались интересные педагогические находки. Тут и красочные презентации, и практические опыты, и оригинальные сценки, разыгрываемые вместе с детьми. Но соединить вместе и педагогические навыки, и методические требования, и оригинальные подходы удалось совсем не многим.
Учитель начальных классов из школы-гимназии №7 города Ош Н. Каримова, например, превратила свой урок в занимательный квест о здоровом питании. Все ученики делятся на две команды и, отвечая на вопросы, выполняя различные задания, узнают много нового о принципах сбалансированного питания. В ходе урока дети разгадывают кроссворд, решают ребусы, сортируют продукты на вредные и полезные, собирают тарелку здорового питания. Элемент соревновательности повышает интерес школьников к такому занимательному уроку.
Говар Насрединова преподает в начальных классах Сосновской школы Чуйской области. Вместе с конспектом урока, она предоставила на конкурс и видеоролик о том, как она провела его в этом году в своем классе. Ее классный час начинается с просмотра небольшого мультфильма, который создает приятную атмосферу и подводит к теме урока. Причем саму тему с помощью подсказок на слайдах предстоит предложить школьникам. Ученики вообще активно задействованы во время всего урока и даже при его подготовке. Так, например, одна из учениц заранее должна взять видеоинтервью у школьной медсестры на тему здорового питания. Снятое видео, наверняка, с интересом посмотрят все одноклассники начинающей журналистки. Заинтересует детей и интерактивное использование электронной доски, на которой можно выполнять различные задания по теме урока: например, отделять на ней изображения здоровой пищи от нездоровой.
Классный руководитель школы села Маман Иссык-Кульской области Умут Тезекова превратила урок для своего класса в увлекательное, познавательное и главное разнообразное действо. За 45 минут дети успевают создать галерею рисунков из своего домашнего задания, провести мозговой штурм для определения темы урока, передохнуть на физкультминутке, отгадать ребусы и даже самим приготовить полезный витаминный салат. Как это все происходит на самом деле, жюри смогло увидеть в авторском видеоролике, на котором запечатлены самые яркие моменты урока. Такой классный час, наверняка, запомнится надолго, а главное, что останется в памяти детей и полезная информация, полученная на занятии.
Именно Умут Тезекову жюри, в состав которого вошли представители ВПП ООН, SIFI, Министерства образования и науки Кыргызстана, а также независимые эксперты, признало победителем конкурса инновационных методических разработок по теме «Здоровый образ жизни» для учеников младших классов. Н. Каримова и Говар Насрединова заняли второе и третье места. Все они получили заслуженные призы: ноутбук, планшет и смартфон.
Такие конкурсы надо проводить и в дальнейшем, уверена эксперт Кыргызской Академии Образования Вера Савочкина. «Если зайти в любую школу, то можно увидеть, что проводится большая работа по укреплению и сохранению здоровья школьников, но она не системная. Сегодня в системе образования нет единых подходов, требований к способам формирования у школьников принципов здорового образа жизни. Отличным выходом в данной ситуации могут стать подобные конкурсы», — к этим словам, уверены, присоединятся все члены жюри.
«Оптимизация школьного питания в КР»
«Оптимизация школьного питания в КР»
Разработано : Colibri Studio