Игры в будущее: в новом центре компетенций по школьному питанию в Кыргызстане прошел семинар стратегического планирования

Организация школьного питания, как и любой процесс, связанный с оказанием услуг, требует непрерывного развития. Только так потребители —а в нашем случае это ученики младших классов — получают действительно качественную услугу — безопасное, вкусное и полезное школьное питание.

В Кыргызстане повышение качества школьного питания стало возможным благодаря сотрудничеству ВПП ООН и российского Института отраслевого питания (SIFI). Вот уже 10 лет они помогают Правительству страны  совершенствовать Национальную программу школьного питания.

Каждый год внедряются новые идеи и решения: от проектирования и оснащения школьных столовых современным кухонным оборудованием до создания тренинг-центра в сфере школьного питания.

В ноябре 2022 года в Бишкеке на базе Кыргызского государственного технического университета им. Раззакова (КГТУ) открыт первый в стране Республиканский центр компетенций по подготовке и переподготовке школьных поваров и кухонных работников (РЦК). В стенах центра слушатели могут получить качественное образование, почерпнуть передовой опыт в области приготовления школьных блюд с применением новейших технологий и современных подходов к обучению.

С появлением такого центра, аналогов которому нет в Кыргызстане, да и в других странах СНГ, перед его создателями встала задача — наметить пути развития РЦК, чтобы он мог принести максимум пользы.

С этой миссией в апреле 2023 года в Бишкек отправилась представитель SIFI и руководитель проекта — Юлия Кудла. На площадке центра компетенций Юлия провела семинар по стратегическому планированию.

Новому центру инновационные методы стратегического планирования

Участники семинара: представители КГТУ, Министерства образования и науки Кыргызской Республики, ВПП ООН и партнерских организаций объединились в достижении общей цели — определить план развития центра компетенций на следующие пять лет.

Сколько людей, столько и мнений — как направить обсуждение в правильное русло, последовательно решать возникающие вопросы и вывести формулу процветания центра? Ключом к успешному проведению судьбоносного для РЦК семинара стала технология форсайт.

Форсайт (от английского «взгляд в будущее») — это технология сценарного прогнозирования будущего. План развития строится на реальных тенденциях и условиях, в которых действует организация.

Планировать развитие проекта по технологии форсайт — значит заглянуть в будущее, но не для того, чтобы предсказать его, а договориться о том, каким его можно сделать совместными усилиями.

Форсайт в деле — как участники смотрели в будущее

С чего обычно начинаются стандартные рабочие встречи или совещания? Люди приходят, жмут друг другу руки, знакомятся. Перекидываются парой слов, рассаживаются по местам с глубоким вздохом: «Возможно, ближайшие час или два будет скучно, мы ни к чему не придем — пустая трата времени».

Наш семинар в корне поменял типичную рабочую встречу, начавшись с «Карусели общения» — приема, который помогает познакомить участников друг с другом в дружественной атмосфере, располагающей к продуктивной работе.

Познакомившись, участники принялись «мечтать»: попытались заглянуть на пять лет вперед и представить, каким будет РЦК в 2028 году. После совместного «мозгового штурма» сформулировали видение центра.

Процветающий и постоянно совершенствующийся хаб — площадка, интегрирующая инновационные образовательные практики и подходы. Признанный на международном уровне, центр оказывает услуги, направленные на улучшение качества общественного питания, пользу от которых получает более 1 млн человек. 

Будущее формируется сейчас. Поэтому для дальнейшей работы над планом развития центра участники, разделившись на три группы, принялись анализировать сегодняшнюю ситуацию со школьным питанием. Рассматривали, какие ресурсы доступны в стране для внедрения горячего питания в школах, какие организации и структуры помогают в развитии школьного питания, какие есть законы, регулирующее вопросы, связанные с организацией школьного питания.

Обсудив все эти моменты, участники сошлись на том, что в Кыргызстане созданы все условия для развития школьного питания благодаря поддержке со стороны государства, международных и местных некоммерческих организаций, созданной законодательной базе.

На следующем этапе группам предстояло описать происходящие в мире, регионе, стране процессы, которые могут повлиять на работу организаций, занимающихся оптимизацией школьного питания. В результате дискуссии определили список трендов: рост заболеваний, связанных с неправильным питанием (ожирение, диабет, анемия), среди детей; постоянное внедрение инновационных подходов в сфере технологий обработки продуктов и приготовления блюд; рост популярности здорового питания и другие.

Наконец, подошли к главной части семинара. Опираясь на выявленные тренды, имеющиеся ресурсы, нужно было составить пошаговый сценарий развития РЦК, который приведет к намеченной в начале семинара картине 2028 года — сделать будущее реальностью.  Что самое интригующее — нельзя было забывать про «черных лебедей», представляющих собой труднопрогнозируемые отрицательные или положительные события, кардинально меняющие ситуацию.

Группы участников разработали три сценария развития центра компетенций, исходя из разных установок:

  1. Оптимистичная — люди, которые во всем видят возможности.
  2. Пессимистичная — люди, которые склонны оценивать риски и видят угрозы.
  3. Реалистичная — люди, которые видят реальную картину.

Прогноз развития  центра к 2028 году

У каждого участника сессии была своя точка зрения, но все сошлись в одном. Для успешного и устойчивого функционирования центра необходимы компетентные кадры, уникальные программы обучения, собственная пищевая лаборатория, продуманная стратегия продвижения — о центре должны знать все, и привлечение средств из различных источников. 

В конечном итоге все организации, работающие в сфере детского питания, должны предоставлять безопасное, качественное, сбалансированное питание для подрастающего поколения по единому стандарту.

Вот  так, в легкой дружественной обстановке, став частью той же игры, только взрослой, люди смогли построить реалистичный, но в то же время полный идей и возможностей план развития Республиканского центра компетенций.

Рассылка

«Оптимизация школьного питания в КР»